Как подготовиться к школьной научно-практической конференции

Как подготовиться к школьной научно-практической конференции

 

Проектная деятельность необходима для повышения мотивации изучения школьных предметов, для развития самостоятельности и творческих способностей.

         Согласно ФГОС, деятельностный подход – является основным направлением в современном образовании, а всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.  Участие обучающихся в ежегодной научно - практической конференции школьников является основным нашим направлением для реализации деятельностного подхода.

Согласно современному экономическому словарю Райзберга Б. А. научно-исследовательская работа (НИР) — это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Научно - практическая деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся, где мы можем наблюдать поэтапное планирование действий, отслеживать результаты своей работы. Качественное выполнение работы дает возможность участвовать в Республиканском этапе научно- практической конференции школьников.

К важным положительным факторам исследовательской деятельности относятся:

·         повышение мотивации обучающихся при изучении школьного материала;

·         развитие творческих способностей;

·         формирование чувства ответственности и самостоятельности;

·         создание условий для отношений сотрудничества между учителем, ребенком и родителями.

Подготовка к конференции – это долгий и трудоемкий процесс. Для качественной работы на наш взгляд, подготовку следует начинать в сентябре месяце. И первостепенной задачей перед нами стоит - это определение темы. При выборе темы мы опираемся на свой основной предмет (английский язык) и в качестве участников выбираем заинтересованных в этом детей. Окончательный выбор темы остается за ребенком, а мы как наставники помогаем с выбором, учитывая его интерес.

            Для систематизации нашей деятельности нам необходимо запланировать свою работу. Как правило, мы с обучающимися встречаемся после уроков для разъяснения предстоящей работы. И советуем ребенку использовать тетрадь для записей своей деятельности по выбранной теме. По итогу в этой тетради будет вся информация теоретического и практического плана по затронутой теме, включая определения, используемые источники, опросы, анкетирование, свои наблюдения и выводы.

Работу планируем следующим образом:

- определяем цель и задачи нашей работы;

- ученик ищет теоретическую информацию в сети Интернет, какую он считает наиболее подходящей;

- информируем родителей об участии их ребенка в конференции;

- предлагаем ребенку составить вопросы для анкетирования и опроса;

- найти наглядный материал в сети Интернет;

- нарисовать всевозможные эскизы со своими задумками.

Педагог определяет, какую совместную работу ребенок и родитель могут выполнить вместе, потому что родитель на данном этапе играет важную роль, поддерживая ребенка в его творческом начинании.

По нашему мнению, на выполнение поставленных задач потребуется порядка месяца. По истечению этого времени мы встречаемся с ребенком и обсуждаем, что уже сделано, какие имеются вопросы и предложения, и что необходимо доделать.

В результате проделанной работы за месяц, ребенок выяснил, что значит слово «off», нашли с родителями вывески с этим словом, составили примерные вопросы для анкетирования.  Затем мы совместно с обучающимся разбираем найденный материал, выявляем недостающую информацию, корректируем вопросы анкетирования и выбираем классы, которые могли бы принять участие в анкетировании.  Нами было принято решение, что в анкетировании будут участвовать обучающиеся 4-6 классов нашей школы. В своем классе на перемене она провел анкетирование самостоятельно, в других классах проведение анкетирования мы взяли на себя. Но результаты анкетирования и опроса анализировал сам ребенок и сделал соответствующие выводы.

После этого важным этапом было, разобрать Положение о НПК «Открытие юных» и особое внимание нами было уделено требованиям к оформлению работы.

Важно помнить, что в работе должна быть следующая информация:

- титульный лист согласно образцу;

- содержание работы;

- введение, с обозначением цели, задач, актуальности, новизны, гипотезы, методов исследования, объекта и предмета исследования;

- основная часть, которая включает теоретические и практические аспекты работы;

- заключение, где даны основные выводы;

- список использованной литературы;

- приложения (фото, таблицы, вопросы анкетирования, опросник).

            Следующий шаг - это оформление работы согласно критериям. В то же время мы продолжаем искать информацию об использовании слова «офф» в других городах. И в интернете мы нашли много подобных названий. Для выявления большей самостоятельности мы дали ребенку возможность написать введение к этой работе, надеясь на помощь со стороны родителей.

И следующую встречу запланировали на время осенних каникул.  Совместно с ребенком рассмотрели материал, который, он включил в введении и скорректировали его. После этого оформили работу и приложения, куда включили весь найденный наглядный материал.

            Следующая задача для ребенка – это подготовить презентацию для выступления на конференции. Мы обычно показываем, какую программу лучше использовать для создания презентаций, как писать тексты, и вставлять фото, графики, диаграммы. Мы стараемся выбрать время так, чтобы ребенок смог делать это в школе под руководством педагога. При необходимости помогаем ему в создании презентации. В презентации делаем упор на наглядный материал и минимизируем текстовый. К каждому слайду составляем текст для рассказа материала и защиты своей темы. Мы считаем, что это облегчит ребенку подготовку к устному выступлению. Подготовка наглядного материала (свои задумки, рисунки, фотографии), связанные с этой темой для показа, ребенок продолжает готовить самостоятельно.

            Всю созданную работу по этой теме, включая презентацию, слова для выступления, реферативную часть, подготовленную для членов жюри, мы отдаем ребенку, чтобы он мог с родителями внимательно все изучить и быть готовым к аргументированным ответам на вопросы членов жюри по этой теме.

            За месяц до конференции мы встречаемся с ребенком для проработки всех нюансов. Снова просматриваем печатный материал на соответствие требованиям Положения конференции, презентацию, и текст к выступлению. Затем ребенок тренируется рассказывать по презентации свое выступление, а мы в свою очередь выступаем, как члены жюри и задаем ему вопросы по теме. Делаем это для того, чтобы ребенок не волновался на конференции и был готов к любым ситуациям. Главное, чтобы он хорошо знал тему.

На наш взгляд, использование проектной деятельности способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающегося.  Можно с уверенностью сказать, что участие в научно - практической конференции предполагает тесное сотрудничество родителей, педагогов и детей. Также исследовательская деятельность помогает расширить кругозор, повысить уровень самооценки, самостоятельности и качества знаний.   

 Автор Петрова З.Г.